При обсуждении фиктивности и нефиктивности завербованных агентов КГБ почему-то предполагается только два варианта - либо человек действительно стал агентом, либо карточка подделана следователем КГБ. Но даже в учебнике КГБ, цитируемом в посте, "к недостаткам относили наличие пассивных неработающих агентов и слабое руководство ими". Я думаю, что преобладал промежуточный вариант, следователь запугивал человека, впервые попавшего на допрос в КГБ, угрожая серьезными неприятностями ему самому и его близким, и уговаривал его стать агентом, обещая при этом, редко обращаться к нему или не обращаться вовсе. И, по-видимому, у большинства агентов, завербованных таким образом, договор в общем соблюдался. Ибо к карточкам в архивах, как правило, не прилагаются доносы агентов. Можно, конечно, проклясть струсивших людей. Но уверены ли Вы сами, что оказались бы смелее на их месте?
no subject
Но даже в учебнике КГБ, цитируемом в посте, "к недостаткам относили наличие пассивных неработающих агентов и слабое руководство ими".
Я думаю, что преобладал промежуточный вариант, следователь запугивал человека, впервые попавшего на допрос в КГБ, угрожая серьезными неприятностями ему самому и его близким, и уговаривал его стать агентом, обещая при этом, редко обращаться к нему или не обращаться вовсе. И, по-видимому, у большинства агентов, завербованных таким образом, договор в общем соблюдался. Ибо к карточкам в архивах, как правило, не прилагаются доносы агентов.
Можно, конечно, проклясть струсивших людей. Но уверены ли Вы сами, что оказались бы смелее на их месте?