borislvin ([personal profile] borislvin) wrote2005-10-14 11:27 pm

Вопрос постороннего

Что-то я так и не увидел во всех сообщениях про Нальчик (правда, не очень внимательно и искал) - кто эти боевики, кабардинцы или балкарцы? Кто составляет ту прослойку, из которой рекрутируются тамошние экстремисты - кабардинцы или балкарцы?

А то все пишут так, как будто это такой народ - "кабардинцо-балкарцы".

Прав ли я, предполагая, что эта прослойка - в основном балкарская? Что в "двойных" республиках тюркские -  выселенные при Сталине - народы (карачаевцы и балкарцы) гораздо более исламизированы, нежели адыги (черкесы и кабардинцы)?

Судя по http://www.caucasustimes.com/article.asp?language=2&id=6454 - так и есть.

[identity profile] dmpogo.livejournal.com 2005-10-15 03:44 am (UTC)(link)
Ili oni byli wyseleny, poskol'ku kazalis' bolee nenadezhnymi ?

[identity profile] agasfer.livejournal.com 2005-10-15 03:44 am (UTC)(link)
Если и так, то где причина, а где следствие?

Опрос, кстати, сосет: всего 200 чел, причем в столице. Тем не менее, в конце делается вывод, что "что в процентном соотношении наиболее чувствительны к данной проблеме представители балкарской этнической группы, что, по их словам, объясняется частыми рейдами правоохранительных органов, проводимых в рамках общефедеральной программы по борьбе с исламским экстремизмом в селах с преимущественно с балкарским населением." (выделено мной)
(deleted comment)

[identity profile] bbb.livejournal.com 2005-10-15 03:59 am (UTC)(link)
По-моему, теория про самолет выглядит крайне неубедительно. Более того, совершенно непонятно, зачем инвалиду Басаеву надо было при этом лично присутствовать.

[identity profile] linx-meow.livejournal.com 2005-10-15 04:04 am (UTC)(link)
да, неубедительно.
уж сколько раз его убивали...

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2005-10-15 05:59 am (UTC)(link)
Конечно, это самоподдерживающийся процесс: выселение, недореабилитация, дискриминация при Ельцине (возможно также и в советское время, но тут нет достаточных данных) порождают протестные настроения, которые порождают репрессии - и так далее.

Хотя ельцинская (точнее, российская после СССР, не персонально ельцинская) политика дискриминации была направлена видимым образом против чеченцев, но на самом деле документы, нормирующие дискриминацию, формулировали ее объект как "представители национальностей, ранее подвергавшихся коллективным репрессиям". Что, кстати, обессмыслило в принципе разумный шаг по расколу вайнахов: "продавшиеся" России ингуши получили взамен дискриминацию по первому разряду.

[identity profile] valchess.livejournal.com 2005-10-15 11:02 am (UTC)(link)
Все же Ваше обобщение слишком сильное. Вот в Карачаево-Черкесии карачаевцы (выселенные во время войны и возвращенные в 1957 г.) не только не подвергались дискриминации (особенно в новейшие послесоветские времена), но наоборот сосредоточили в своих руках власть и весьма эффективно дискриминировали остальных, включая черкесов. Что сочеталось с исламской радикализацией некоторой части их же (а, скажем, не черкесской) молодежи. Так что все сложнее и определяется не столько происками центральных властей, сколько внутренней ситуацией.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2005-10-15 11:11 am (UTC)(link)
Видимо, я недостаточно аккуратно выразился; моя мысль состоит в том, что радикализация и дискриминация В ТЕХ СЛУЧАЯХ когда она имеет место - взаимно поддерживают друг друга.

Существование цитированного мной (по памяти) дискриминационного приказа министра обороны (1994 г.) не противоречит доминированию карачаевцев в КЧР, где они составляют этническое большинство. Это просто два разных аспекта кавказской политики.

Мое отношение к политике центра не описывается понятием "происки", скорее это недостаточная компетентность, чем злонамеренность.

[identity profile] valchess.livejournal.com 2005-10-15 12:03 pm (UTC)(link)
Для пущей точности: этническое большинство карачаевцеа в КЧР не абсолютное, а относительное (против черкесов и других "коренных" нацй)- еще недавно они составляли около 30% населения. В последние годы в связи с отъездом многих русских доля карачаевцев неуклонно повышается. И процесс этот весьма связан с их доминированием в социально-политической жизни республики.

А насчет "недостаточной компетентности, чем злонамеренности" центра - согласен.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2005-10-15 12:50 pm (UTC)(link)
В свою очередь выскажу осторожное предположение, что значительная часть русского населения, как и везде в "нерусских" районах СССР, была занята в промышленности, и миграция может быть связана также и с ситуацией на рынке труда. Разумеется, она при этом может усугубляться факторами, на которые указываете Вы.

При этом в нижних (северных, наиболее близких к Кубани и ж/д магистрали) районах имеется, как я понимаю, и сельское (старожилое) русское население, зато почти нет карачаевцев, а вот в наиболее карачаевских районах русские как раз из описанной мной социальной страты.

[identity profile] valchess.livejournal.com 2005-10-15 04:29 pm (UTC)(link)
По моим представлениям (пишу, их не обновляя), в "наиболее карачаевских районах" промышленности мало. Она сосредоточена в Черкесске и окрестностях (которые как раз раньше карачаевскими назвать было никак нельзя). Оттуда в основном и уезжают. А карачаевцы в последние годы очень активно покупают в столице жилье. Тем более, что и сама промышленность именно им в основном с некоторых пор и принадлежит (скажем, цементный завод, бывший в советские времена вторым по мощности в Союзе, вроде принадлежит тому самому молодому зятю призидента, которого сейчас судят за организацию нашумевшего убийства). Уезжают, полагаю, из-за того, что в бедной республике все блага распределяются по национально-клановому принципу, причем подчистую. Ну и от общего ощущения бесперспективности.

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2005-10-15 07:40 pm (UTC)(link)
Ну, будем надеяться, что из двух необновленных картинок (Вашей и моей) сложилось что-то относительно единое.

коковское правление

[identity profile] hippy55.livejournal.com 2005-10-15 07:06 am (UTC)(link)
Если не трудно, прочтите мой постинг от 13.10 и ссылки по балкарской проблеме. Это, конечно же, только моё субъективное мнение.
Ещё штрих: в начале 80-ых в Нальчике была мода в кабаках заказывать "выпьем за родину, выпьем за сталина" и при этом вставать. Так вот, я никогда не видел встающих балкарцев. (зрительно от кабардинца отличить можно.)

[identity profile] taki-net.livejournal.com 2005-10-15 12:51 pm (UTC)(link)
Исламизация, по-видимому, все-таки форма политической ангажированности и ее следствие, а не наоборот.

[identity profile] toshick.livejournal.com 2005-10-17 11:17 am (UTC)(link)
Да, появляются такие сообщения, но ведь Гочийяев, например, - кабардинец ?

[identity profile] bbb.livejournal.com 2005-10-17 12:37 pm (UTC)(link)
Согласно ФСБ, он родился в Карачаевске - http://www.fsb.ru/search/criminal/gochi.html

И вообще все (или практически все), связанные с московскими взрывами - карачаевцы. А карачаевцы - это, как я понимаю, почти то же самое, что балкарцы или кумыки, только живут в соседних горах.

[identity profile] toshick.livejournal.com 2005-10-17 01:10 pm (UTC)(link)
вполне возможно, что меня сбила первая буква названия ;-)

[identity profile] toshick.livejournal.com 2005-10-17 01:16 pm (UTC)(link)
Стоп, с каких пор кумыки-то живут в горах ? Это же степной народ, родственники кипчаков/казахов !
Впрочем, ногайцы (родственники карачаевцев) тоже исходно не горцы.

[identity profile] bbb.livejournal.com 2005-10-17 02:21 pm (UTC)(link)
Я не очень аккуратно выразился - имел в виду, конечно, что в разных горах живут именно карачаевцы и балкарцы. Я не вникал детально, но мне кажется, что все они - кумыки, карачаевцы, балкарцы - суть изначально один тюркский народ, отдельные куски которого были выдавлены в горы. Хотя насчет близкого родства карачаевцев и балкарцев с кумыками я, честно сказать, не уверен.

[identity profile] toshick.livejournal.com 2005-10-17 02:28 pm (UTC)(link)
по-моему, в горы никто и никогда не переселялся добровольно ;-)

а тюрки вообще исходно один народ