[identity profile] conceptualist.livejournal.com 2016-01-17 01:51 pm (UTC)(link)
Она стала актуальной вскорости после тогдашних обсуждений
Но Горбачев не потребовал таких гарантий и тогда? Или потребовал, но не получил? Мне казалось, после образования российского парламента во главе с Ельциным, который чуть ли не первым делом провозгласил суверенитет, Горбачеву стало уже не до внешней политики, и он от Германии уже ничего, кроме денег, не хотел.

[identity profile] bbb.livejournal.com 2016-01-17 06:18 pm (UTC)(link)
Что и от кого он мог "требовать", если не хотел выглядеть полным дураком?

В Германии у СССР сохранялись послевоенные права, включая права на размещение войск, и эти права были не двусторонние (между ГДР и СССР), а многосторонние. Поэтому для объединения Германии и определения ее будущего статуса требовалось согласие СССР. То есть это изначально не Горбачев стал что-то требовать от Германии, а Германия стала просить Горбачева согласиться на пересмотр статус-кво и предлагать условия.

В других странах Восточной Европы у СССР многосторонних прав не было. В отличие от Германии, у них был полный суверенитет, ограниченный только тем, что у власти там стоили коммунисты, опирающиеся на советскую поддержку, прежде всего - силовую. После того, как было принято решение силовую поддержку прекратить, коммунисты власть потеряли.

Это не говоря уже о том, что само по себе беспокойство по поводу расширения НАТО на восток имело смысл только в том случае, если в какой-то перспективе, хотя бы отдаленной, предполагалась возможность войны со странами НАТО. По состоянию на 1990 год, конечно, Горбачев уже ни о какой войне не думал, а вопрос о расширении НАТО для него был сугубо пиаровским - он боялся (обоснованно), что это станет орудием в руках его противников.