![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
http://csis.org/files/publication/twq09aprilkramer.pdf
АПДЕЙТ: в комментах напомнили, что есть и русский перевод - http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/2009/2/ProEtContra_2009_2_06.pdf
АПДЕЙТ: в комментах напомнили, что есть и русский перевод - http://uisrussia.msu.ru/docs/nov/pec/2009/2/ProEtContra_2009_2_06.pdf
no subject
Date: 2016-01-17 06:18 pm (UTC)В Германии у СССР сохранялись послевоенные права, включая права на размещение войск, и эти права были не двусторонние (между ГДР и СССР), а многосторонние. Поэтому для объединения Германии и определения ее будущего статуса требовалось согласие СССР. То есть это изначально не Горбачев стал что-то требовать от Германии, а Германия стала просить Горбачева согласиться на пересмотр статус-кво и предлагать условия.
В других странах Восточной Европы у СССР многосторонних прав не было. В отличие от Германии, у них был полный суверенитет, ограниченный только тем, что у власти там стоили коммунисты, опирающиеся на советскую поддержку, прежде всего - силовую. После того, как было принято решение силовую поддержку прекратить, коммунисты власть потеряли.
Это не говоря уже о том, что само по себе беспокойство по поводу расширения НАТО на восток имело смысл только в том случае, если в какой-то перспективе, хотя бы отдаленной, предполагалась возможность войны со странами НАТО. По состоянию на 1990 год, конечно, Горбачев уже ни о какой войне не думал, а вопрос о расширении НАТО для него был сугубо пиаровским - он боялся (обоснованно), что это станет орудием в руках его противников.