[personal profile] borislvin
http://cepa.newschool.edu/het/schools/frenchlib.htm

P.S. (22 апреля 2013 года).

Оказывается сайт "История экономической мысли" переехал. Его новый адрес - http://www.hetwebsite.org/het

Соответственно, страница про Курсель-Сениля на этом сайте - http://www.hetwebsite.org/het/schools/frenchlib.htm
From: [identity profile] gr-s.livejournal.com
Финансовая система Чили в XIX веке дает еще одну историческую иллюстрацию неспособности системы свободной банковской деятельности с частичным резервированием предотвратить искусственное расширение кредита и экономический спад. В первой половине XIX столетия Чили не имела центрального банка и установила требование 100-процентного резерва для частных банков. В течение нескольких десятилетий граждане этой страны противостояли попыткам внедрить систему частичного резервирования. Все это время страна развивалась в условиях значительной экономической и финансовой стабильности. Ситуация начала меняться в 1853 г., когда чилийское правительство наняло Жана-Густава Курсель-Сенеля (1813-1892), одного из самых авторитетных французских теоретиков свободной банковской деятельности с частичным резервированием, на должность профессора экономики в Университете Сантьяго-де-Чили. Влияние Курсель-Сенеля на чилийскую экономическую политику во время его 10-летнего пребывания в стране было так велико, что в 1860 г. был принят закон, разрешавший свободную банковскую деятельность (без учреждения центрального банка) с частичным резервированием. С этого момента традиционная чилийская финансовая стабильность уступила место периодам искусственной экспансии (основанной на выдаче новых ссуд), сменяющимся банкротствами банков и экономическими спадами. Несколько раз размен бумажных денежных знаков на металл приостанавливался – в 1865, 1867 и 1879 гг. Начался период инфляции и серьезной экономической, финансовой и социальной нестабильности. Этот период остался в коллективной памяти чилийцев. Это объясняет, почему они и сегодня продолжают ассоциировать финансовые потрясения с экономическим либерализмом, который доктринерски проповедовал Курсель-Сенель.[сноска_151]
-----------------------
[151] Альберт Хиршман пишет, что чилийцы даже демонизировали Курсель-Сенеля, обвиняя его во всех вообще экономических и финансовых бедах Чили XIX века. См. его статью в общеэкономическом словаре The New Palgrave (Albert O. Hirschman, “Courcelle-Seneuil, Jean-Gustav”. The New Palgrave: A Dictionary of Economics, John Eatwell, Murray Molgate, and Peter Newman (London: Macmillan, 1992), vol. 1, pp. 706-707. Мюррей Ротбард считал, что эта демонизация была несправедливой и была порождена тем обстоятельством, что плохое функционирование свободной банковской системы, которую он ввел в Чили, дискредитировало его инициативы по дерегулированию в других сферах (таких, как добыча полезных ископаемых), даже когда эти меры имели позитивные последствия. См. Murray N. Rothbard, “The Other Side of the Coin: Free Banking in Chile”, Austrian Economics Newsletter (Winter, 1989): 1-4. Джордж Селджин ответил Ротбарду в своей статье “Short-Changed in Chile: The Truth about the Free-Banking Episode”, Austrian Economics Newsletter (Spring-Winter, 1990): 5ff. Селджин сам признает, что период свободной банковской деятельности в Чили с 1866 по 1874 гг. был «эрой примечательного роста и прогресса», во время которой «были построены чилийские железные дороги и линии телеграфного сообщения, порт Вальпараисо был расширен и усовершенствован, а финансовые резервы выросли на четверть». В соответствии с австрийской теорией все эти явления в действительности представляют собой симптомы значительной кредитной экспансии, имевшей место в эти годы. Это развитие событий обязательно должно было пойти вспять в форме спада, что и случилось в действительности. Однако Селджин посчитал последовавший банковский кризис (но не экономический спад) следствием государственной поддержки искусственного паритета между золотом и серебром. Когда ценность золота выросла, этот фиксированный паритет привел к массовому отливу золотых резервов из страны (см. Selgin, “Short-Changed in Chile”, pp. 5, 6 и примечание 3 на стр. 7).
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
У меня в планах стоит детальнее разобраться с ролью Курсель-Сениля в формировании чилийской экономической мысли (а что она была и остается значительной, мне рассказывали сами чилийцы, от которых, собственно, я и услышал впервые его имя). Кстати, что чилийцы винят в финансовых проблемах именно либералов - вот этого я, признаться, не слышал, и Хиршману бы в этом доверял не вполне.

Думаю, что до Сото во многом не прав - как не прав он, как мне кажется, в своей войне против сторонников фри-банкинга, включая Уайта.

Думаю, что исторически традиционная тенденция была такой - либерализация банковской деятельности вела к кредитной экспансии и банковскому кразу, который начинали "лечить" созданием центрального банка. В результате возникала логическая ошибка: мол, раз при фри-банкинге был крах, а при центральном банке его уже нет, то фри-банкинг неизбежны банковские крахи. На самом деле вся соль в том, что ответом на первоначальный крах стала национализация рисков и перевод цикла в современный формат, не включающий в число своих компонентов банковскую панику. А вот если бы люди были экономически грамотнее, то безо всяких центральных банков возник бы спрос на банки и депозиты с высокой степенью резервирования и жестким контролем над поддержанием этой степени (скажем, счета бы разделились на платные текущие с полным резервированием и приносящие процент рисковые, типа money management), и это была бы вполне себе эффективная, не порождающая циклы система свободного банкинга без централизованного регулирования степени резервирования.

Аналогом было бы, если бы после разрешения крупного частного предпринимательства появились бы первые крупные банкротства, реакцией на них стала бы полная национализация крупного бизнеса, а в последующих ученых трудах экономисты объясняли бы, что свободный бизнес ведет экономику к банкротству и краху.

За ссылки спасибо, пойду по ним.
From: [identity profile] gr-s.livejournal.com
Ты посмотри все же 8-ю главу - там подробнейший анализ позиции Вайта и (что, может быть, даже более интересно) Селджина. Де Сото приводит аргумент, являющийся разновидностью tragedy of commons. Фри-банкерам (не ученым, а настоящим would-be bankers) без обязательства 100-процентного резерва даже экономическая грамотность не позволяет избежать соблазна выдать "верную ссуду", которая "успеет вернуться". Зная это, они смотрят друг на дружку и бдят. Типа "если он начнет раздувать - то и мне надо, начну-ка я первым". Имеются возражения Селджина-Уайта и ответ на эти возражения деСото.

Вывод Де Сото, упрощая, состоит в том, что фри-банкеры с частичным резервированием эволюционно не распадаются на два указанных вида банкинга, а генерируют из себя мощнейшее давление в направлении учреждения центрального банка. Т.е. если уж для чего объединять усилия, то для создания центрально-банковского учреждения в том или ином исполнении.

Важной причиной этого является сама разрешенность частичного резервирования. Важно также то, что такая система как бы "всегда была", "в этом-то искусство банкинга и состоит" и т.п. В то же время, источник этой системы - не свободно-рыночный, а правовой. Т.е. имеется - в прошлом - юридическое разрешение иметь частичные резервы. В первых главах Де Сото анализирует теоретико-правовой аспект проблемы и приходит к выводу, что частичное резервирвание есть не только узаконенный fraud, но и вещь внутренне противоречивая. Если нужно, я пришлю тебе перевод - или лучше попроси Сашу, т.к. у него есть все главы, а у меня не все (1,2,3,8,9). Книга в работе - 7-ю я сейчас перевожу как раз. Но есть английские pdf'ы на сайте Де Сото - я ее давал, кажется, у Вити в журнале.

План Де Сото и состоит в переходе к системе с money-management funds с одной стороны и институтами хранения с другой. Там тоже разбирается позиция фри-банкеров, считающих что такое разделение возможно произойдет "само собой". Я сейчас не помню подробно, но в процессе доказывания этого они используют неверные (внутренне-противоричевые, или противоречащие их исходным гипотезам) положения.

Ситуация похожа на дело с золотом. Запрещение золото-монетного обращения, конфискация монетарного золота, изъятие из законодательства золотой оговорки, ограничения операций узким кругом государственных агенств - и все, этот суп уже сварился, обратно там курица "сама" не закудахчет. Разрешение свободных сделок с золотом не привела к эволюционному воссозданию золотого стандарта - эта операция тонкая, требует обязательной политики центрального банка (мы с тобой знаем, какого) и ряда тонких технических подготовительных ходов. Кстати, одним из достоинств плана Де Сото по переходу банковской системы к принципам money-market индустрии мне представляется, что он (а) явным образом международный и (б) увязан с восстановлением монетарных функций золота. Вобщем, посмотри, хотя, если есть терпение, дождись выхода книги - и откроем дискуссию по ее выходе в России.
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Я уже распечатал эту главу и обязательно посмотрю. Сельджин у меня тоже есть.

Однако в твоем пересказе он не выглядит убедительным. Скажем, мысль о том, что банкиры всенепременно обманут и в тайне от вкладчиков начнут выдавать ссуды - кажется мне крайне наивным. Если так произойдет, то возникнет спрос на такие банковские услуги, которые гарантируют от подобных махинаций - например, с помощью механизма разделения собственно ведения счета от хранения денежных активов у независимого держателя, на манер того, как хранятся акции у независимого депозитария. Более того, та же "логика" может служить "доказательством" невозможности существования вполне реальных институтов и конструкций - скажем, особо консервативных инвестиционных фондов, специализирующихся на высоколиквидных и низкодоходных инструментах. Там же менеджеры тоже, по этой логике, могут втихую устроить манипуляцию с активами, заложить надежные инструменты и вложить денежки в что-нибудь высокодоходное "по знакомству".

Это часть более общей проблемы, одной из ключевых - можно ли обеспечить надежность обещаний без государственного контроля? Я полагаю, что можно. И если так, то банковский бизнес оказывается ничем не загадочнее любого другого.

На самом деле решение этой загадки надо искать совсем в другом направлении. Не в конструировании институциональных механизмов, не в писании законов, а в распространении знания. Пока господствующее мнение не видит пороков частичного резервирования (а порок - в порождении цикла), оно будет казаться заведомо более продуктивным, чем полное резервирование. Да, наряду с "продуктивностью" появятся банковские крахи, а мы тогда сделаем центробанк, скажут тебе, и будут правы.

Еще я увидел, что де Сото вроде бы является сторонником теории, "разоблачающей" банковскую систему с частичным резервированием под лозунгом, что эта система является, дескать, нарушением прав собственности. Я эту теорию считаю полной ерундой.
From: [identity profile] pessimist2006.livejournal.com
"Это часть более общей проблемы, одной из ключевых - можно ли обеспечить надежность обещаний без государственного контроля? Я полагаю, что можно. И если так, то банковский бизнес оказывается ничем не загадочнее любого другого."

Если нет - привет рынку.
В любых сделках мы в той или иной степени вынуждены ДОВЕРЯТЬ контрагенту.

Требование же законодательным путем запретить двум субъектам заключить добровольную сделку с неполным резервированием пахнет, как минимум, отказом от аксиомы ненасилия.

Profile

borislvin

January 2026

S M T W T F S
    123
45 6 7 8 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 30th, 2026 10:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios