[personal profile] borislvin
20 ноября Сталин вызвал к себе в кабинет Огольцова, Питовранова и Гоглидзе для рассмотрения представленного ими проекта об организации Главного разведывательного управления (ГРУ) МГБ. "Обсуждение представленного проекта, - вспоминал Гоглидзе, - проходило в крайне острой, накаленной обстановке. На нас обрушился целый ряд обвинений, носящих политический характер". Основное недовольство Сталина было вызвано "отказом" МГБ от применения в борьбе с противником методов диверсий и террора, тем что "проморгали" врагов в стране. При этом Сталин сослался на дела врачей и Абакумова, а под конец приема пообещал устроить чекистам "всенародную чистку" от "вельмож", "бездельников" и "перерожденцев". В этот же день было решено назначить Огольцова и Гоглидзе первыми заместителями министра ГБ и курирование следственной части по ОВД возложить на Гоглидзе.

29 ноября 1952 г. Гоглидзе подготовил для Сталина докладную записку "о положении дел в МГБ". <...> Касаясь общих проблем работы МГБ, Гоглидзе отметил, что имело место "грубое извращение" в организации разведывательной работы, выразившееся в отказе от "активных, наступательных средств борьбы с противником за границей - осуществлении диверсионных и террористических операций" <...>.

<...>

<...> 1 декабря состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, на котором рассматривались вопросы: "О вредительстве в лечебном деле" и "Информация о положении дел в МГБ СССР" и осуждалось письмо МГБ от 30 ноября 1952 г. Для разработки проектов резолюций по этим вопросам была создана Комиссия под председательством Маленкова. Проекты резолюций следовало подготовить уже к 4 декабря. Резолюция "О положении в МГБ" была одобрена решением Президиума ЦК КПСС 4 декабря 1952 г. В тексте резолюции содержался призыв усилить контроль партийных органов за работой МГБ, и, в частности говорилось, что "первые секретари обкомов, крайкомов партии и ЦК компартий союзных республик обязаны интересоваться агентурной работой органов МГБ и им должен быть известен весь список агентов". В резолюции, помимо общих призывов перейти от "пассивной" оборонной тактики к "активным наступательным действиям" в разведывательной работе, содержался и гневный пассаж, несомненно, продиктованный Сталиным:

"Многие чекисты прикрываются при этом гнилыми и вредными рассуждениями о якобы несовместимости с марксизмом-ленинизмом диверсий и террора против классовых врагов. Эти горе-чекисты скатились с позиций революционного марксизма-ленинизма на позиции буржуазного либерализма и пацифизма, забыли, что с озверевшим классовым врагом нельзя бороться в белых перчатках, оставаясь "чистенькими", не применяя активных наступательных средств борьбы в интересах социалистического государства, забыли указания Ленина о том, что классовая борьба - это жестокая борьба, а не пустая болтовня, не понимают той простой истины, что нельзя МГБ представлять без диверский, проводимых им в лагере врага."

Примерно ту же мысль Сталин повторил и на заседании комиссии по организации ГРУ МГБ. Возможно, это произошло 15 декабря 1952 г. Здесь прозвучали некоторые тезисы из письма Питовранова: "Главный наш враг - Америка. Но основной упор надо делать не собственно на Америку, первая база, где нужно иметь своих людей - Западная Германия". И тут же Сталин вернулся к волновавшей его теме: "Коммунистов, косо смотрящих на разведку, на работу ЧК, боящихся запачкаться, надо бросать головой в колодец".

Эта мысль оказалась созвучной настроениям последователей Сталина. Фраза настолько понравилась председателю КГБ Ю.В.Андропову, что когда в 1973 г. в архиве обнаружился листок с записью "замечаний Сталина", он немедленно отослал экземпляр Брежневу, напомнив ему о работе в комиссии Президиума ЦК, сопроводив сталинский текст своим замечанием: "Лично мне очень импонирует его высказывание... Мысль, по форме маленько азиатская, но по существу, верная даже в пору далекую от времен культа личности". Вообще замечания Сталина Андропов посчитат не только "вполне актуальными и сегодня", но и "пригодными во все времена". Брежнев тоже проникся важностью и значимостью сталинских мыслей о разведке и с пометой "важный документ" отложил его в папку для подготовки к апрельскому (1973) пленуму ЦК КПСС, обсуждавшему вопросы международной деятельности КПСС.


Никита Петров "Репрессии в аппарате МГБ в последние годы жизни Сталина 1951-1953"

Cahiers du Monde russe, 44/2-3, Avril-septembre 2003
http://monderusse.revues.org/document144.html
(will be screened)
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org

Profile

borislvin

November 2025

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
161718192021 22
23242526272829
30      

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 27th, 2025 10:10 am
Powered by Dreamwidth Studios