May. 2nd, 2023

Написано на скорую руку и на сонную голову, не перечитывалось и не редактировалось :)

*******************

О проблемах президентской системы власти

Сперва я думал, что у меня будет нечто вроде реферата статей Линца. По ходу дела понял, что лучше несколько расширить перспективу, добавив свой собственный взгляд, не обязательно отталкивающийся от академической литературы и не сопровождающийся соответствующими ссылками.
Read more... )
Как я понимаю "проблему идентичности" (identity)

В моем понимании "идентичность" - это не более чем форма интерпретации бесчисленных альтернативных форм человеческой деятельности. Под человеческой деятельностью я, соответственно, понимаю такую его деятельность, которая так или иначе имеет альтернативный характер, не сводится к чисто рефлективному (животно-физиологическому) поведению.
Read more... )
Периодически возникают разговоры о том, как на самом деле жители России относятся к войне. Например, насколько информативны разные опросы, проводимые поллстерскими агентствами.

Даже отвлекаясь от вопроса о возможном мухлеже с их стороны (как минимум, некоторые знающие люди утверждают, что прямого мухлежа в их работе нет), остаются проблемы готовности респондентов сказать то, что они думают, и проблемы формулировок тех вопросов, которые респондентам предлагаются.

Например, мне кажется, что по-настоящему правильный вопрос должен был бы формулироваться примерно так:

"Поддерживаете ли вы решение президента Российской Федерации о достижении целей специальной военной операции, ее завершении и выводе войск с территории Украины?"

Ну, или каким-то еще образом попытаться вывести за скобки элемент страха политической нелояльности, заложенный в любой ответ, не сводящийся к поддержке войны.

Я неоднократно отмечал удивительное несовпадение риторики самого Путина и его коллективного министерства троллинга, с одной стороны, и повседневного языка остальных правительственных ведомств, включая сайты правительства и центрального банка, с другой стороны. Между ними существует даже не разрыв, а буквально пропасть - в том, что касается украинской войны. Я вижу в этом последовательную линию элиты на максимальное дистанцирование от политики Путина по украинскому вопросу, то есть максимальное ее неприятие в тех пределах, которые не предполагают сколько-нибудь ощутимых личных жертв и рисков.

Примерно то же самое отмечают наблюдатели, пишущие о повседневной жизни российских городов. Практически вся про-военная риторика, символика, пропаганда - носит исключительно казенный характер. Низовая поддержка войны не видна. Z-символика, какое-то время встречавшаяся на частных машинах и т.д., практически исчезла, а вместе с ней резко сократилось и массовое демонстративное использование символики, отсылающей к стандартной мифологии второй мировой войны (георгиевские ленточки и т.д.).

Например, из недавненго - наблюдение Андрея Василевского:

https://www.facebook.com/avasilevsky/posts/pfbid02nQ6AKRoewDFt6DWQqnMD4Y9ZFsPcJvMgwuojjd8vcFTxryuj7YEzvEzUSyZQuykzl

**************************************


В этой связи считаю полезным поделиться еще одним наблюдением - не своим, конечно, но человека, которому я имею все основания безусловно доверять, и который разрешил мне поделиться им с читателями.

Этот человек летом-осенью прошлого года имел возможность близкого наблюдения за пациентами психоневрологического учреждения в одном из крупнейших российских городов.

По его словам, основной контингент состоял из алкоголиков после белой горячки - по действующим протоколам они обязаны содержаться в таких учреждениях несколько недель. Естественно, без доступа к алкоголю, но также и без доступа к телефонам, компьютерам и т.д. Доступны только книги и телевизор.

Так вот, наблюдением состояло в том, что пациенты старались игнорировать новостные передачи и политические шоу, то есть уходили от любого знакомства с политикой и обсуждения политики.

**************************************


Интересные данные обнаруживаются на сайте цензурного ведомства (роскомнадзора).

Конкретно, в августе прошлого года бдительные стражи отчитались о "работе с обращениями граждан" за первую половину 2022 года. Аналогичных отчетов за вторую половину года или за год в целом я не обнаружил; возможно, цифры кому-то не показались достаточно красивыми. Ну, или, до сих пор не справились с тайным искусством сложения в столбик.

Что же касается первого полугодия прошлого года (полугодия, четыре месяца которого пришлись на войну), то, согласно цифрам РКН, к ним поступило 145 тысяч доносов граждан (включая доносы в "территориальные органы" нашего министерства ненужных вещей). Эта дало прирост на 22 процента по сравнению с тем же периодом 2021 года. Точнее, доносов в подлинном смысле было меньше, так как к ним, скорее всего, не стоит относить 27 тысяч обращений по поводу "защиты персональных данных" и 16 тысяч по поводу чего-то "в сфере связи". Из оставшихся ста тысяч доносов какая-то часть была по поводу порнографии, какая-то - по поводу чего-то наркотического и суицидального, какая-то - по поводу антивоенной информации, но разблюдовку по категориям РКН не дает. Тем не менее, в отчете есть такой пассаж:

"Наибольшее число обращений в адрес ведомства поступило в марте 2022 года. Тогда в центральный аппарат ведомства поступило 10 323 обращения, что больше показателей прошлого года почти в четыре раза. Чаще всего граждане обращались в Роскомнадзор с просьбой удалить ссылки на ресурсы с проукраинской пропагандой".

https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74464.htm


Слова о том, что наибольшее число доносов было в марте, то есть в самый первый месяц войны, означает, что уже в апреле, мае и июне их число уменьшилось. Дальше остается только гадать, чем объясняется это снижение - тем ли, что в открытом сетевом пространстве России осталось меньше антивоенных материалов, или тем, что энтузиазм доносчиков начал сдуваться.

Естественно, из статистики общего числа доносов невозможно вывести статистику общего числа доносчиков. Тем не менее, чисто интуитивно кажется, что если уж кто-то открыл в себе призвание волонтера-стукача, то вряд ли остановится на одном-двух доносах. А если так же условно предположить, что безымянные добровольцы информационного фронта посылают в среднем, допустим, по доносу в неделю (что может оказаться очень консервативной оценкой), то это даст нам что-то порядка двух тысяч мартовских энтузиастов войны, бросившихся на амбразуру интернета. Думаю, что можно рассматривать эту оценку как верхнюю границу - скорее всего, существенно завышенную. Много это или мало - каждый решает сам.

Profile

borislvin

June 2025

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718 19 2021
22232425262728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 21st, 2025 06:07 pm
Powered by Dreamwidth Studios