Date: 2013-04-05 06:47 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
Школьная математика - не математика с точки зрения математика. И школьная грамматика - не грамматика с точки зрения лингвиста (кажется, в ЖЖ на эту тему разговаривали [livejournal.com profile] smilga и [livejournal.com profile] mashaaaa). И что делать с этим, непонятно. Сказать, что все зло - от государственного подчинения школ, мне кажется неправильным, так как в частных школах, с которыми я сталкивался (куда ходил мой пасынок, например), та же муть.

Date: 2013-04-05 07:08 pm (UTC)
From: [identity profile] nitrification.livejournal.com
> Сказать, что все зло - от государственного подчинения школ, мне кажется неправильным, так как в частных школах, с которыми я сталкивался (куда ходил мой пасынок, например), та же муть.

В России частные школы должны следовать государственным требованиям при разработке учебной программы.
Edited Date: 2013-04-05 07:56 pm (UTC)

Date: 2013-04-05 08:11 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
Здесь речь идет о США.

Date: 2013-04-05 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] nitrification.livejournal.com
Я знаю, что Вы о США. Я к тому, что в России моего объяснения вполне достаточно. Стоило дописать «А вот» перед «В России...», наверное.

Date: 2013-04-05 07:25 pm (UTC)
From: [identity profile] cass1an.livejournal.com
" подчинения школ"
Если не в смысле "кто собственник", а в смысле "кто кому стандарты пишет и прочую регуляцию организует", то разве так уж неправильно?

Date: 2013-04-05 08:15 pm (UTC)
From: [identity profile] ygam.livejournal.com
Вот по какому учебнику сын моей жены учился в частной школе в США.

Date: 2013-04-07 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] nedosionist.livejournal.com
Это не аномалия, см. http://en.wikipedia.org/wiki/Math_wars

При этом у меня впечатление, что в последние годы происходит постепенный отказ от чикагской whole math, втч. благодаря NCLB.

Date: 2013-04-05 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] leblon.livejournal.com
Все зло от специалистов по педагогике, которые знают как преподавать "вообще", но не знают ни одного предмета. Вот их и нужно уничтожить.

Date: 2013-04-06 01:22 am (UTC)
stas: (Default)
From: [personal profile] stas
А кто в лавке останется?

Date: 2013-04-06 02:42 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Проблема, кстати, не так проста. Я тут имею некоторый опыт общения с педагогами (вне стен университета, где работаю, к счастью), так что мог составить себе впечатление. Педагоги тоже могут ответить, что все зло от ученых, которым наплевать на живых школьников и студентов, а интересуют одни лишь формулы-закорючки.

Я, конечно, буду повторять то, что всегда по этому поводу говорил. До тех пор, пока не имеющим никакого отношения к этим закорючкам детям принудительно преподаются не имеющие никакого отношения к этим детям закорючки -- до тех пор и выступающие "на стороне детей" (в смысле большинства) с выступающими "на стороне закорючек" (и малого меньшинства их любителей) граждане будут между собой смертельные враги.

Date: 2013-04-06 03:27 pm (UTC)
From: [identity profile] leblon.livejournal.com
В данном конкретном случае скорее педагог выступает в качестве самодура, от которого надо защищать детей. Проблема, про которую ты говоришь, тоже есть, но это другая проблема. Но как только, допустим, родители решили, что ребенка надо учить "закорючкам", они, если они не специалисты по закорючкам, должны выбрать, кого слушать: специалиста по обучению "всему" или специалиста "по закорючкам". По-моему, первые, за редкими исключениями, наносят только вред.

Кстати, у меня был аналогичный случай с учительницей литературы и русского языка в 6м классе, которая глубоко травмировала мою душу, снизив мне оценку за то, что я написал на диктанте "хорошо пробежаться по траве босиком", в то время как по ее мнению надо было писать "босяком". И ни какие попытки ее уговорить не помогли.

Date: 2013-04-06 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
В шестом классе?????

У меня была воспитательница в детском саду, которая говорила "яблук" (Петя, отдай Коле этот красный яблук). Но в шестом классе...

Date: 2013-04-06 04:00 pm (UTC)
From: [identity profile] leblon.livejournal.com
В 6м, или даже 7м, я четко помню. Учительница, кстати, была молодая и красивая, мальчикам (включая меня) очень нравилось, что она приходила в школу в довольно коротких и узких юбках :)

Date: 2013-04-07 09:27 pm (UTC)
From: [identity profile] bortans.livejournal.com
Мне кажется, это характерное качество всех учительниц русского языка и литературы :)

Date: 2013-04-10 04:31 pm (UTC)
From: [identity profile] ostap.livejournal.com
Завидую черной завистью. У меня в 6 классе учительницей была толстая старуха, и при этом примерно такая же дура.

Date: 2013-04-06 04:20 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
В данном конкретном случае мы имеем дело с просто плохим учителем (вернее сказать, некоторым количеством плохих учителей и методистов). Они не самодуры, а просто работники, подменившее содержание своей деятельности пустой формой, внешней оболочкой. Название этому процессу -- бюрократизация образования.

Здесь недаром в комментах появляется ключевое слово "оформление". За то, сколько строчек и клеточек отступлено при записи решения, оценки тоже снижают. Порядок сомножителей -- следующая стадия этого замечательного процесса.

При этом ведь нет сомнений, что сколько-то там строчек надо отступать, чтобы текст был читаем. И что многих школьников имеет смысл этому учить -- наверное, их намного больше, чем тех, кого имеет смысл учить математике. И я, когда пишу статью, тоже сижу-думаю, в каком порядке расставить множители-слагаемые, и прочее. Возвращаюсь, исправляю. Хотя придирки к этому воспринял бы, естественно, как оскорбительные, хоть в школе, хоть где.

Далее, классификация на педагогов и, условно, математиков -- это не бинарный признак, а непрерывный спектр. Есть разница между учителем математики в (допустим, хорошей, в хорошем районе с образованным населением и т.д.) общеобразовательной школе и учителем математики в специализированной матшколе в Москве. Но и в 57-й школе есть разница между школьным учителем математики и приходящим профессиональным математиком-научным работником, пишущим "листочки". В зависимости от того, на каком уровне "любви к закорючкам" (интереса, способностей, подготовки) находится ребенок, соответственно подбирается и учитель.

Date: 2013-04-07 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] vyastik.livejournal.com
> Они не самодуры, а просто работники, подменившее содержание своей деятельности пустой формой, внешней оболочкой.

Ну да. Так же как и "судья" Сырова, судившая Pussy Riot. Эти училки и эта судьиха – одного поля ягоды.

Date: 2013-04-05 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Профессионалы. На госслужбе. Учителя, врачи, социальные работники, полицейские, сотрудники спецслужб, далее везде. Ученые, собственно говоря, тоже.

Прогрессирующее безумие мира, где конкуренция по качеству производимой продукции заменена фестивалем пиаровских стратегий по объяснению, почему качество не может и не должно быть достигнуто.

Date: 2013-04-06 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] vakhitov.livejournal.com
Прогрессирующее безумие мира, где конкуренция по качеству производимой продукции заменена фестивалем пиаровских стратегий по объяснению, почему качество не может и не должно быть достигнуто.

Ой. Это ваше или цитата? Очень понравилось.

Date: 2013-04-06 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] posic.livejournal.com
Это результат творческой переработки разных прочтенных мною текстов :-)

Date: 2013-04-05 07:16 pm (UTC)
From: [identity profile] otkaznik.livejournal.com
Кто бы мне сказал, что я доживу до такого.

Date: 2013-04-05 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] irem2.livejournal.com
(Государственный педагогический институт им. Герцена,
И.Н.Кавун, Н.С.Попова,
"Методика преподавания арифметики. Для учителей начальной школы и студентов педтехникумов"
Допущено Наркомпросом РСФСР
1934 год)
Image (http://img-fotki.yandex.ru/get/5641/6355319.a/0_9ef7a_90be00cd_L.jpg.jpg)

Date: 2013-04-05 07:47 pm (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Ого! И когда же эта премудрость, получается, была изобретена? И, главное, какой в ней усматривался смысл? Почему это было "нужно" и "необходимо"?

Date: 2013-04-05 09:09 pm (UTC)
From: [identity profile] rednyrg721.livejournal.com
Ещё раньше: http://sleeping-death.livejournal.com/354548.html#comments

Date: 2013-04-05 10:29 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Ну и где же вы там усмотрели аналогию с дурацкой методичкой?

Там не сказано, что умножение количества покупателей на количество литров дает покупателей, а именно это и только это ошибочно в методичке.

Никто и не возражал против стандартных определений множимого и множителя для детских учебников.

Date: 2013-04-06 05:08 am (UTC)
From: [identity profile] rednyrg721.livejournal.com
>Там не сказано, что умножение количества покупателей на количество литров дает покупателей

Такое, по-моему, только в одной методичке есть, про которую ded_mitya пишет. Про нее-то все согласны, что она неправильная. А в исходной записи, с которой все началось, учительница про литры/покупателей ничего не писала, просто изменила порядок множителей без пояснений.

Вот другая новая методичка, например: http://mike67.livejournal.com/425990.html?thread=28240902#t28240902 -- в ней про размерность ничего нет, только про фиксированный порядок.

Date: 2013-04-05 10:39 pm (UTC)
From: [identity profile] mtyukanov.livejournal.com
Но там-то как раз этого нет. Более того, там вместо "четкости в разделении множимого и множителя" тут же говорят, что можно их называть факторами или производителями, стирая разницу.

Другое дело, что определение "найти такое третье число, которое бы составляемо было из первого, как второе составляемо из единицы" ... гм. доставляет. Заставляет вспомнить, что в XIX веке врачи нередко прописывали опиум по каждому пустяковому поводу. То есть для расширения сознания, открытия дверей восприятия и т.п. оно вроде бы неплохо, но давать как основное людям, впервые изучающим умножение -- это смело, да. С другой стороны, мы вот учили все по теории множеств (до сих пор помню пару по математике за ответ "3-5 = -2", надо было ответить "пустое множество").

Date: 2013-04-06 05:21 am (UTC)
From: [identity profile] rednyrg721.livejournal.com
Ну смотря чего "этого" нет, такого, как "Если поменять их местами, то в ответе будут чашки, а не куски сахара" нет, конечно; но уже появляется идея, что второй множитель означает "разы".

Date: 2013-04-06 05:36 am (UTC)
From: [identity profile] rednyrg721.livejournal.com
Во, в сегодняшней френд-ленте встретилось ещё более крутое, "разы" эти идут вообще из глубины веков:

This current system is based on the Hindu Arabic number system and first appeared in Brahmasputa siddhanta. Brahmagupta describes the multiplication as thus “The multiplicand is repeated like a string for cattle, as often as there are integrant portions in the multiplier and is repeatedly multiplied by them and the products are added together. It is multiplication. Or the multiplicand is repeated as many times as there are component parts in the multiplier”

Brahmasputha Siddhanta, Translated to English by H.T Colebrook, 1,817 AD

http://scholar-vit.livejournal.com/322435.html?thread=12653187#t12653187

Date: 2013-04-06 05:23 am (UTC)
From: [identity profile] aafin.livejournal.com
Вот оно что!

Осмысленный текст (5 копеек три раза будет пятнадцать копеек - это правильно. 5 раз по три тетрадки будет 15 тетрадок но не 15 копеек) превратился в бессмысленный ( 5*3 -правильно а 3*5 неправильно)

Date: 2013-04-06 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] sahonko.livejournal.com
http://homo-risorius.livejournal.com/62470.html?thread=312070#t312070

Date: 2013-04-08 09:46 am (UTC)
From: [identity profile] nivanych.livejournal.com
А как правильнее —
1. По два кусочка сахара в пять чашек
2. В пять чашек по два кусочка
?

Date: 2013-04-05 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] razielglo.livejournal.com
начальник прав всегда, ага.

Date: 2013-04-05 07:45 pm (UTC)
From: [identity profile] tejblum.livejournal.com
Это не реформа образования, как предполагается в http://pryf.livejournal.com/2875762.html . Мне за это же самое снизили оценку в школе, когда я был в соответствующем классе, 30 с лишним лет назад. (Речь, помнится, шла о самосвалах с песком, хотя неважно.)

Date: 2013-04-05 08:22 pm (UTC)
From: [identity profile] bv.livejournal.com
Я с детства помню, что в школьных задачах при оформлении надо было множитель, имеющий размерность, ставить на первое место. Попиндирулярны, так попиндикулярны. Священного трепета не вызывает.

Date: 2013-04-06 01:24 am (UTC)
stas: (Default)
From: [personal profile] stas
Хех, меня в детстве ничем подобным не пудрили. Даже странно как-то, как это меня могло обойти - но нет, первый раз в жизни слышу, что землекопов на лопаты надо умножать в специальном порядке.

Date: 2013-04-06 02:13 am (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
У меня тоже было трудное детство - меня к этой мудрости не допустили. Оттого и жизнь пошла наперекосяк.

Date: 2013-04-06 06:23 am (UTC)
From: [identity profile] bv.livejournal.com
Никто не говорил, что надо как-то специально перемножать. Это было в правилах оформления, что-то в этом роде.

Date: 2013-04-05 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] yura-sh.livejournal.com
Пока не ознакомился с последней ссылкой, думал сумасбродство ограниченного учителя. Теперь пребываю в тоске.

Date: 2013-04-05 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com
это давнее. я правда не помню, что б оценки снижали

Date: 2013-04-05 09:24 pm (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com
но гневные отповеди реформам, которые вызвало старинное педагогическое правило, они в и другом смысле интересны

Date: 2013-04-05 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] ogbash.livejournal.com
Процентов 15 учеников сами доходят до коммутативности и общего смысла "махинаций", в то время как остальных пытаются натренировать все равно непонятным им правилам. Уравниловка и зубрежка - враги образования. У нас учитель математики отменил правила оформления и давал обычно 4 варианта контрольной: 2 обычных, 1 усложненный для 4-5 учеников, и последний получал я. :)

Date: 2013-04-06 01:15 am (UTC)
stas: (Default)
From: [personal profile] stas
Конец методу размерностей. 5 километров в час умножить на 3 часа будет 15 километров в час. А так дысал, так дысал!
Ничего, всё равно все на айфоне считать будут, делов-то.

Date: 2013-04-10 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] ostap.livejournal.com
Ничего, дойдут руки - встроят в АйФон процедурку, которая при попытке набрать множители в неправильном порядке, будет автоматически сообщать куда надо.
Edited Date: 2013-04-10 04:29 pm (UTC)

Date: 2013-04-06 03:01 am (UTC)
From: [identity profile] ok-66.livejournal.com
Ежели про количество поддерживающих снижение оценки, то согласен.

Date: 2013-04-06 06:20 am (UTC)
From: [identity profile] contra-ventum.livejournal.com
Ну меня лично в советской начальной школе именно так и учили. Про размерности узнал гораздо позже, и я помню это ощущение, что оказывается, если поменять местами множимое и множитель, при этом сохранив размерности, то "физический" смысл не утрачивается. Снижать за это оценку конечно безобразие, однако учить помнить про смысл, стоящий за математическими формулами, по-моему очень даже нужно.

Date: 2013-04-07 11:46 am (UTC)
From: [identity profile] object.livejournal.com
Столкнулся с таким обоснованием записи 2 * 9: "потому что в России люди всегда идут на последнем месте".

Date: 2013-04-08 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] andrey-tch.livejournal.com
Ну так-то смысл в этом есть. Но снижать оценки за "неправильный порядок" - это, конечно, неправильно. Все равно что за чтение слитное чтение "мама мыла раму" ставить тройку надо же читать "ма-ма мы-ла ра-му".

Profile

borislvin

January 2026

S M T W T F S
    123
45 6 7 8 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 17th, 2026 08:45 am
Powered by Dreamwidth Studios