[personal profile] borislvin
В известном блоге Тайлера Коуэна MarginalRevolution Алекс Табаррок пишет постинг "Tesla’s Damaged Goods Problem" - о том, как Тесла осуществляла ценовую дискриминацию, программно ухудшая параметры аккумуляторов на тех машинах, которые продавались дешевле (на машинах, которые продавались дороже, стоят такие же аккумуляторы, но без ухудшающего кода).

Табаррок дает ссылку на статью Денекера и МакАфи (не уверен, что я правильно транскрибирую их имена по-русски) "Damaged Goods", опубликованную в 1996 году.

В той статье сперва приводится несколько любопытных историй о том, как производители специально ухудшали параметры каких-то изделий (принтеров, процессоров), чтобы создать отдельную категорию данного продукта, нацеленную на покупателя с относительно низким спросом, и сохранить полную версию для покупателей с относительно более высоким спросом.

После рассказа об этих историях (предположительно имевших место) идет несколько страниц каких-то формул, после чего авторы делают глубокомысленный вывод, что ихние формулы и манипуляции с ними подтверждают те факты, которые они же сами только что и рассказали. Зачем надо было эти бессмысленные формулы сочинять, я так и не понял. Видимо, без них редакция бы сочла статью недостаточно умственной.

Самое же главное - это то, чего не заметили, судя по всему, ни авторы стародавней статьи с умственными формулами (которые я когда-то предложил называть математизоидными), ни Алекс Табаррок, ни те, кто обсуждают его постинг (некоторые из них, кстати, предлагают альтернативное объяснение тому, что сделала Тесла, не требующее отсылки к теории damaged goods, и мне их альтернативное объяснение кажется вполне реалистичным).

Так вот, главное, на мой взгляд, это что вся эта история с сознательным ухудшением продукта процентов на 99, если не на все сто, вырастает из ошибочной и вредной концепции "интеллектуальной собственности", обосновывающей такие понятия, как "торговая марка", "патент" и "копирайт".

Во всех описанных случаях ценовая дискриминация с помощью целенаправленного ухудшения продукта оказывалась возможной только потому, что заранее исключалась возможность исправления этого ухудшения. Исправления, которым могли бы заняться как сами покупатели, так и какие-то другие предприниматели, скупая дешевые продукты, исправляя ухудшения и перепродавая их потенциальным покупателем полных версий продукта. Это могло быть внесением исправлений в код, выниманием специального ухудшающего чипа и т.д.

В нормальной жизни такие действия были бы примером эффективного предпринимательства, препятствующего неэффективному предпринимательству. А в нынешнем мире "интеллектуальной собственности" такие действия оказываются наказуемым преступлением.

Причем государственный запрет на такие исправляющие действия парадоксальным образом легко может оказаться обоснованием все новых и новых государственных запретов - например, на описанный механизм ценовой дискриминации.

То есть одна ошибка легко служит теоретическим обоснованием последующей ошибки. Одна глупость убедительно обосновывает другую глупость.

А ученые экономисты, похоже, этого не видят.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Date: 2017-09-11 03:29 am (UTC)
From: [identity profile] zanuda.livejournal.com
Главным препятствием для продажи таких устройств в случае Теслы будет не интеллектуальная собственность (это, по-моему, достаточно легко обойти), а то что это сделает недействительной страховку на машину.

Date: 2017-09-11 03:33 am (UTC)
From: [identity profile] q-w-z.livejournal.com
Простите, но тут вы как эти "математики" сову на глобус натягиваете.
Полно примеров, если в какой-то отрасли пользоваться много продукцией, когда ухудшали и ухудшают.
Вон фото, видео и кино камеры возьмите - сплошь и рядом.
Полно чисто программных отличий, хотя аппаратная платформа одна (т.е. даже не отбрехаешься, что кнопка лишняя 10 центов стоит сверх), но маркетологи считают, что надо продукцию на мелкие сегменты попилить таким образом. А потом в новых версиях ещё и добавлять по капле, что б была видна разница и было обоснована причина необходимости покупки опять.

Date: 2017-09-11 03:40 am (UTC)
From: [identity profile] relf.livejournal.com

В мире ПО такие ухудшения сплошь и рядом. Не заплатил за полную версию программы - получил обрезанную функциональность, которую хакеры потом "лечат".

Date: 2017-09-11 03:50 am (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Не уловил, что вы хотите сказать. Я же так и написал - мол, есть примеры, когда продукцию специально ухудшают, в том числе программно. А вы мне возражаете - нет, есть примеры, когда продукцию специально ухудшают, в том числе программно.

Date: 2017-09-11 03:54 am (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Вы, наверно, хотели сказать - гарантию производителя (warranty), а не страховку. Страховке-то на это плевать.

Гарантия же - да, наверно, может служить неким паллиативным средством поддержания такой ситуации. Пока не найдутся умельцы, которые не начнут предлагать услуги по возвращению машины в первобытное состояние, когда владельцу вдруг понадобится воспользоваться гарантией...

Date: 2017-09-11 04:10 am (UTC)
From: [identity profile] 1master.livejournal.com
Именно. Более того, это ровно так сейчас уже работает. Мне не далее как неделю назад рассказывали, как кустарная прошивка для, кажется, BMW, позволяет с помощью набора хитрого кода кнопочками на панели и руле вернуть конфигурацию к заводской. И я уверен, что это не исключение, а правило - риск для гарантии возник не вчера.

Date: 2017-09-11 04:21 am (UTC)
From: [identity profile] pharmazevt.livejournal.com
Интересная мысль. Допустим, Вы сняли четырёхкомнатную квартиру, но платите только за две комнаты, а две хозяин закрыл на ключ. И вот, некий умелец приходит с отмычкой и открывает их Вам, чтобы по цене двух Вы пользовались четырьмя.

Date: 2017-09-11 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] toshick.livejournal.com
Причем такой вариант (ценовая конкуренция путем обрезания функциональности) обходится обществу дешевле "законного":
очевидно, что производитель делает так потому, что производство стандартной продукции обходится ему дешевле, чем организация параллельного производства двух продуктов для двух разных ценовых ниш, поэтому в конечном счете общество тратит на такой вариант меньше ресурсов.
Тем не менее, среди мейнстримных экономистов ценовую конкуренцию принято осуждать еще со времен Самуэльсона, по-моему.

Date: 2017-09-11 04:48 am (UTC)
From: [identity profile] toshick.livejournal.com
Неужели ты пропустил великолепную историю с программным запретом на ремонт тракторов John Deere?

Date: 2017-09-11 04:52 am (UTC)
From: [identity profile] idelsong.livejournal.com
Помимо прочего, это злоупотребление понятием "патент". Предоставление государством патента по закону происходит в обмен на публичную информацию о деталях разработки, а в данном случае очевидно этого не было.

Date: 2017-09-11 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Во всех этих обсуждениях речь нигде не идет о сдаче чего-либо в аренду, то есть без смены владельца, а только и исключительно о продаже, так что ваши рассуждения совершенно нерелевантны.

Date: 2017-09-11 04:59 am (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Да, забыл - но ты напомнил :)

Date: 2017-09-11 05:14 am (UTC)

Date: 2017-09-11 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] igor734.livejournal.com

Не обязательно. В Штатах существует целая отрасль, предоставляющая гарантию независимо от производителей (например, на used cars).  Думаю, вполне возможно, что в таком случае быстро бы нашлись компании, которые за какую-нибудь плату предоставляли бы гарантии на такие переделанные автомобили - при переделке у специально сертифицированных мастеров.

Date: 2017-09-11 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] zanuda.livejournal.com
Да, конечно, я имел в виду гарантию.

Возвращение машины в первобытное состояние (например, возвращение пломбы на опломбированный чип с целью получения недействительной гарантии), скорее всего при любом раскладе остается преступлением, таким же как любая подделка (сматывание спидометра и проч.)

Date: 2017-09-11 05:30 am (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
В любом случае этот сюжет стоит несколько особняком, и по вполне понятной причине - потому что в нем имеет место не просто разовая продажа продукта, а пакет, состоящий из собственно продажи продукта и некоего долгосрочного обязательства, к этой продаже привязанного. Тем самым продавец сохраняет возможность оказывать определенное воздействие на покупателя на период действия обязательства.

В этой связи, кстати, возникает интересный вопрос - почему производители машин не делают свои гарантии опционными? Ведь можно продавать одни и те же машины по разной цене в зависимости от того, добавляется ли к ним гарантия (и в зависимости от ее срока, покрытия и т.д.). Тем самым они смогли бы ухватить дополнительный сегмент рынка. Продавцы машин на вторичном рынке именно так и делают сплошь и рядом, предлагая вместе с машиной купить дополнительную гарантию за отдельные деньги.

Или продажа новых машин без гарантий запрещена законодательно?

Date: 2017-09-11 05:44 am (UTC)
From: [identity profile] dikem.livejournal.com
Несанкционированные производителем изменения могут стать основанием для отказа выплаты страховки в случае ДТП.

И да, гарантия тоже. На рынке ноутбуков в этом смысле похожая ситуация - производители конструктивно блокируют возможность апгрейда дешевых систем без полной разборки и разрушения сервисных стикеров.

Date: 2017-09-11 05:48 am (UTC)
From: [identity profile] vasja-iz-aa.livejournal.com
продавцы новых машин тоже предлагают самые разнообразные дополнительные гарантии, можно выбрать степень и время покрытия

Date: 2017-09-11 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] bbb.livejournal.com
Уверен, что речь идет только о таких несанкционированных изменениях, которые существенно меняют характеристики машины в сторону больше опасности. Типа "отвинтил тормоза, чтобы быстрее ехать". То есть это должны быть ухудшающие машину изменения. А не улучшающие. Иначе это просто бессмысленно.

Date: 2017-09-11 06:01 am (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
Или продажа новых машин без гарантий запрещена законодательно?
Насчет Америки не знаю, а в России запрещена.

Date: 2017-09-11 06:13 am (UTC)
From: [identity profile] pargentum.livejournal.com
В смысле, ценовую дискриминацию?

Date: 2017-09-11 06:15 am (UTC)
From: [identity profile] zanuda.livejournal.com
Но совсем без гарантии - не продают.

По-моему, например, в Австралии меньше чем с 3 месяцами гарантии никакую новую технику продавать нельзя, но, я не видел автомобили с меньше чем 3 года гарантии.

Date: 2017-09-11 06:29 am (UTC)
From: [identity profile] redreptiloid.livejournal.com
вполне релевантны, замените аренду на продажу и смысл комментария [livejournal.com profile] pharmazevt не изменится. купили 2 комнаты в 4х комнатной квартире, ну и дальше по тексту.

Date: 2017-09-11 06:30 am (UTC)
From: [identity profile] pharmazevt.livejournal.com
Это легко поправить. Допустим, Вы купили четырёхкомнатную квартиру по цене двухкомнатной, и т.д.
Page 1 of 3 << [1] [2] [3] >>

Profile

borislvin

November 2025

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
161718192021 22
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 27th, 2025 08:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios