[personal profile] borislvin
Помимо всякого разного общего - общее у них еще и то, что они не поддаются описывающему определению. У них нет критерия, позволяющего замерить и вычислить, лже это наука или не лже, конспирология или нормальная история.

Оно и понятно. Все, что поддается рутинному замеру и проверке - это уже не предмет науки, а предмет обучения. Наука - не площадь, а граница площади. В истории же все упирается в личностное понимание, не тождественное теории.

Борьба с лженаукой - это просто демонстрация ошибочности ошибочных теорий. Борьба с конспирологией - это просто указание на ложность аргументации.

При этом и лженаука, и конспирология могут проявляться в совершенно безумных формах, но безумие этих форм не должно вводить в заблуждение тех, кто его, безумие, видит. Это безумие - субъективно, а не объективно. Если кто-то его видит, то причина - не в применении стандартных процедур проверки ("замера"), а в глубине знаний видящего, в степени его владения предметом. Что очевидно для одних, то далеко не очевидно для других.

В общем случае обычно профессиональное сообщество более или менее адекватно реагирует на ошибочные теории и концепции. Поэтому усредненный взгляд профессионалов на данный вопрос можно считать удобным началом, типа первого приближения. В тех случаях, когда речь идет о СУГУБО научных проблемах, нам, посторонным по отношению к профессии людям, им можно и ограничиться.

Но это первое приближение нельзя принимать за окончательный вердикт - потому что новое знание всегда приходит в мир непризнанным, неожиданным, для многих часто нежелательным. И профессионалы могут быть как раз теми многими, чье положение подрывается новым знанием.

Так как лженаука и конспирология не отличаются жесткими параметрами от науки и истории, то сами эти слова ("лженаука", "конспирология") легко превращаются в жупел, род ругательства, псевдо-аргумент, заменяющий развернутое рассуждение. Если кого-то упрекают в том, что его теория лженаучна, он в ответ может бросить то же обвинение своим оппонентам.

Классический пример многослойной "конспирологии" - Катынь. Немцы обвиняли Сталина в тайном убийстве поляков, СССР обвинял в том же самом Гитлера. Для советского человека, который знал, что немцы убили миллионы безоружных людей, попытка повесить Катынь на СССР была чистой воды конспирологией. Для поляков такой же конспирологией были документы знаменитой советской комиссии по расследованию Катыни.

Другой пример - убийство Кирова. Сперва в нем обвинили белогвардейцев и иностранных дипломатов. Потом - ленинградских комсомольцев-зиновьевцев. Потом - Зиновьева и Каменева. Потом, на процессе 38 года - ленинградских чекистов, действовавших по указанию Ягоды. Потом, при Хрущеве - официально вопрос был снят как несущественный, фактически же Хрущев обвинил в убийстве тех же ленинградских чекистов, но уже действовавших по указанию Сталина. Эта версия стала почти аксиоматической при Горбачеве. Сегодня она многими профессионалами считается некорректной, а убийца считается одиночкой. Точки зрения буквально противоположны, но никого из высказывающих их мы не называем конспирологами. А почему? Непонятно.

Ведь тайные действия - да, бывают. Имеют место. Секретные службы - да, существуют. Заговоры - случаются. Последствия заговоров - бывают большими. Но можно ли считать эти последствия - последствиями ТОЛЬКО данного заговора? Очевидно, нет. Можно ли вычислить степень воздействия, роль заговора? Нет. То есть все оценки - сугубо субъективные.

Был ли заговор с целью убийства эрцгерцога Фердинанда? Безусловно, был. Были ли заговорщики связаны с Димитриевичем-Аписом и сербским генштабом? Скорее всего, да. Был ли русский посол Гартвиг в курсе заговора? Вполне возможно. Был ли в курсе Петербург? Не исключено. Обязательно ли началась бы война, не случись убийство Фердинанда? Неизвестно - не началась же она из-за предыдущих кризисов, от боснийского до марокканских. Правильно ли считать "заговор Димитриевича" причиной несчастий двадцатого века? Безусловно, нет. Но это не результат вычисления, проверки - это результат исторического понимания.

Ситуация усугубляется тем, что научные теории и исторические концепции часто становятся аргументами в политике, то есть в распределении государственных ресурсов, как положительных (бюджеты), так и негативных (запреты). И тут вступают в действие интересы участников, способные легко перевесить чистый профессионализм. В науке это приводит к политическому энвайронментализму и т.д. В истории - к рационализации войн и конфликтов. В итоге критерий усредненного мнения профессионального сообщества еще более размывается, может вводить в заблуждение.

Но ситуация политизации науки и истории драматична вдвойне. Не просто размывается критерий усредненного мнения профессионального сообщества; хуже того - результат дискуссий немедленно выходит за рамки этого сообщества и через механизм государства начинает играть важную роль в жизни всех людей, в том числе совершенно не причастных к исходной проблеме. То есть по мере того, как у людей повышается практический интерес к выяснению правильности теории или концепции, самый легкий критерий проверки оказывается все менее надежным.

Иначе говоря, по мере огосударствления науки и истории, на всех граждан ложится неподъемная нагрузка - вникание в бесчисленные сложные, профессиональные проблемы, число которых все время растет.

Общий вывод: преодолеть огосударствление науки и истории.

Частный вывод: деятельность по вскрытию ошибочных теорий и исторических концепций исключительно важна; деятельность по борьбе с лженаукой и конспирологией как таковыми, как четко очерченными и определяемыми явлениями - бессмысленна и в пределе вредна.

Поздравляю соврамши

Date: 2004-02-18 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Чисто эмоционально, больше всего поразил меня Зализняк (А. А. Зализняк. Лингвистика по А. Т. Фоменко. http://hbar.phys.msu.ru/gorm/fomenko/zaliznk.htm . Лингвистике посвящена лишь небольшая часть статьи, причем непонятно зачем.). Мне он был известен как корифей, собаку сьевший в своей области, и я был поражен, обнаружив у него довольно обывательские рассуждения.
Я как раз прочитал статью Зализняка. Докладываю: 80% статьи посвящено лингвистике. Меньшая и отдельная часть, в конце - опровержению династических параллелизмов.
Кстати, Зализняк пишет:
Все-таки есть кое-что и приятное в постоянстве законов истории: вот, например, сейчас нормальному человеку из языков, если говорить честно, ничего, кроме русского и английского, не требуется — и в прежние времена в общем-то так же было.
Прочитав статью Зализняка, я заметил что Фоменко - это чисто декоративная фигура. На самом деле автор "фоменко" знает не два языка, а три: русский, английский и иврит. С чего бы это?

Re: Поздравляю соврамши

Date: 2004-02-18 02:06 pm (UTC)
From: [identity profile] lqp.livejournal.com
Статья Зализняка (наконец-то кто-то выбрал что-то конкретное), состоит, в общем и целом из слкдующих частей:

1) Многословного введения, где он учит бедного неграмотного Фоменко (академика и главу отделения математики мехмата МГУ) основам научной методологии. При этом допуская уйму неосторожных высказываний, по которым Фоменко не преминул ядовито пройтись в http://www.newchrono.ru/frame1/Ref/antifomenko.htm
Хотя некоторые и говорят, что, де, Зализняку это простительно, поскольку он не астроном и не историк, и Фоменко поступает нехорошо, дискутируя с Зализняком не по профессиональной теме последнего. Однако я считаю - поделом, поскольку это демонстрирует легкомыслие Зализняка по отношению к своим словам.

2) Действительно длинного (бедного по содержанию, но обильного по числу слов) обьяснения, почему фонетические уподобление Фоменко несостоятельны с точки зрения современной лингвистики, дополненные элементарным введением в предмет этой самой лингвистики. Которое, вероятно (я неспециалист) было бы вполне убедительным, если бы не тот факт, что у Фоменко нет никаких фонетических уподоблений. По той простой причине, что эпоха, которая интересует Фоменко, заканчивается, как минмимум, за 200 лет до изобретения первого фонографа. Соответственно, Фоменко изучает письменные и только письменные источники. И их эволюцию при переписке и интерпретации. Соответственно, невозможность тех звуковых переходов, которую доказывает Зализняк, никого не волнует - у Фоменко это рассуждения об ошибках визуального восприятия и интерпретации рукописных текстов не шибко грамотными монахами - переписчиками и хронистами, при этом еще и говорящими на другом языке.

Впрочем, видно, что кое-где Зализняк преувеличивает и здесь. Например он утверждает, что для русского (в частности древнерусского) языка прием опускания гласных при письме "не имеет никакого отношения". Это все же некоторое преувеличение. Не всегда, но все же в целом ряде ситуаций гласные в древнерусском письме опускались или заменялись краткими знаками - точками и черточками (информация из поулярной книжки Р. Пересветов, Тайны выцветших строк.), как в стенографии.

3) Рассказ о палеографии. Изобилующий логическими кругами, то есть опорой, как на достоверные, на результаты, которые сами следуют из определенной хронологии, как-то: датировка по водянным знакам, теорию эволюции языка и почерка, орфографии и материалов. Постоянные, явные и неявные ссылки на невообразимое множество архивных документов.

4) Ссылок на паралельную критику Фоменко Янина, то есть буквально, берутся тезисы Янина и пересказываются как общеизвестный факт.

5) Пересказ критики исторических последовательностей Городецкого. Тоже без деталей.

Re: Поздравляю соврамши

Date: 2004-02-19 05:35 am (UTC)
From: [identity profile] trurle.livejournal.com
Прежде чем продолжать этот разговор, я хотел бы что бы Вы уяснили себе разницу между фонетикой и лингвистикой.

Profile

borislvin

November 2025

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
161718192021 22
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Dec. 28th, 2025 01:04 am
Powered by Dreamwidth Studios